Еще про ошибки

Есть только одна область, где мы все еще безопасно чувствуем превосходство: когда мы правы. Это новый снобизм интеллектуалов: "я знаю больше, поэтому ты глупый, и я выше тебя". И именно этот конкурирующий мотив достижения морального и интеллектуального превосходства делает ошибку снова такой опасной: "Если ты узнаешь, что я ошибся, как я смогу смотреть на тебя сверху вниз? А если я не смогу смотреть сверху вниз на тебя, то ты несомненно сможешь смотреть сверху вниз на меня" Вот каковы человеческие взаимоотношения сегодня — в нашем обществе, точно также как в наших семьях, где браться и сестры, мужья и жены. родители и дети смотрят сверху вниз за совершенную ошибку и каждый пытается отчаянно доказать, что он прав, а другой не прав. Кроме того те, кому на все наплевать, могут сказать вам: " Ты прав, ты думаешь, но у меня есть сила наказать тебя. я буду делать все что я хочу, и ты не можешь остановить меня". Но конечно, хотя мы ощущаем себя побежденным маленьким ребенком, который командует нами и делает то, что ему нравится, все же остается одна вещь: по крайней мере, мы знаем, что мы правы, а он не прав.

Ошибки ставят вас в неприятное положение. Но если вы не обескуражены, если вы хотите и можете использовать ваши внутренние ресурсы, затруднительное положение лишь стимулирует вас предпринять более успешные попытки. Нет смысла плакать над пролитым молоком.

Но большинство людей, которые совершают ошибки, чувствуют вину, они чувствуют униженность, они теряют уважение к самим себе, они теряют веру в свои способности. И я видел это не один раз, настоящий урок производили не ошибки, которые они делали, но ощущение вины, разочарования, которые наступали после.

Тогда они действительно портили себе все. Пока мы так поглощены ошибочным предположением о важности ошибок, мы не сможем принять ошибки в наше дело.

Так это ошибочное представление о важности ошибок приводит нас к ошибочному пониманию самих себя. На нас производит сильное впечатление все, что неправильно в нас и вокруг нас. Потому что, если я критически отношусь к себе, я естественно, буду критически относиться к людям вокруг меня. Если я уверен, что я плох, я, по крайней мере, должен знать, что ты хуже. Вот это мы и делаем.

Каждый, кто критически относится к себе, всегда критикует других. И поэтому мы должны научиться мириться с нами такими, какие мы есть. Не так, как многие говорят, "Что же мы такое, в конце концов? Мы песчинки на берегах жизни, мы ограничены во времени и пространстве. Мы. так малы и незначительны. Как коротка наша жизнь, как мало и незначительно наше существование. Как мы можем поверить в нашу силу, в нашу власть?" Когда вы стоите перед громадным водопадом или видите громадную гору со снежной вершиной или попали в грозу — большинство людей склонны чувствовать слабость и благоговение перед лицом этого величия и силы природы. И лишь немногие люди делают единственный вывод, который, по-моему, будет правильным: осознание того, что вся мощь водопада, это величие той же жизни которая во мне. Очень немногие люди, которые стоят в благоговении от этого выражения природы, стоят перед самими собой, восхищаясь потрясающей организацией своего тела, своих желез, своей физиологии, этой потрясающей силе своего ума.

Это самореализация того, что мы есть, теряется потому, что сейчас мы медленно освобождаемся от традиционной власти автократии, когда массы в расчет не принимались и только рассудок и только Правитель и божественная власть знали, что хорошо для людей.

Мы еще не освободились от рабской психологии автократического прошлого.

Сколь многое было бы отлично в окружении каждого, если бы мы не жили? Как доброе слово может подбодрить кого-либо, и он сделает это иначе и лучше, чем он это сделал бы в другом случав. И благодаря ему кто-то другой был спасен. Как сильно мы помогаем друг другу, как мы сильны — и не знаем этого. И тогда вот та причина, почему мы не можем быть довольны собой и хотим возвысить себя — боимся ошибок, которые могут погубить нас — и отчаянно пытаемся завоевать превосходство над другими. Так что совершенствование ни в коей мере не необходимость; оно даже невозможно.

Есть люди, которые всегда так боятся поступить неправильно, потому что они не знают себе цену; остаются вечными студентами потому что только в школе им могут сказать, что правильно и они знают как получить хорошие отметки. Но в жизни вы не можете это сделать. Все люди, которые боятся делать ошибки, которые хотят любыми средствами быть правыми, не могут хорошо функционировать. Но есть лишь одно условие, при котором ты можешь быть уверен, что ты прав, это когда ты стараешься сделать что-нибудь правильно. Есть лишь одно условие, которое позволит вам быть относительно уверенным правы вы или нет. Это — впоследствии.

Когда вы делаете что-нибудь, вы никогда не можете быть уверены — вы увидите только правильно ли это, по тому как все получится. Всякий, кто должен быть правым не может много двигаться, не может принимать каких-либо решений потому, что мы никогда не можем быть уверены, что мы правы. Быть правым — ложная предпосылка, и она обычно приводит к неправильному употреблению этого права.

Имеете ли вы какое-нибудь представление о различии между логической правотой и психологической правотой. Имеете ли вы какое-нибудь представление о том, как много людей мучают своих друзей и свои семьи, потому что они должны быть правыми и к несчастью, они правы? Нет ничего хуже, чем человек, который всегда прав морально. И он показывает это.

Эта правота морально и правота логически представляет очень часто нарушение человеческих отношений. Для того, чтобы быть правым вы приносите в жертву доброту, терпение если вы хотите, терпимость. Нет, из этого желания правоты мы не получаем мира, мы не получаем сотрудничества: мы просто пытаемся внушить другим, какие мы хорошие, когда мы не можем одурачить даже себя самих. Нет, быть человеком, не означает быть полезным, вносить вклад, не для себя, а для других: взять то, что есть и улучшить это. Это требует веры в себя и веры и уважения к другим. Но здесь есть необходимое предварительное условие: мы не можем быть слишком озабочены их недостатками, у нас нет уважения ни к сами себе, ни к другим.