Ответ на «что делает кого-то экспертом» является неоднозначным и берет свое начало с азов, которые сформировали наш современный мир и продолжают делать то же самое.
В среде древних людей царствовали «альфа». Не беспокоясь о том, что он не знал больше чем остальные в его племени: его физическое совершенство защищало его господствующее положение. Он мог делегировать власть тем, кому он доверял, если это служило его целям, и поддерживая кого-либо, он мог даже полностью передать некоторые из своих обязанностей или полномочий этому человеку.
Это был умный ход. По мере того как культура развивалась, одному человеку становилось все сложнее и сложнее отвечать на все вопросы племени. Если кто-то обладал знаниями о том, когда урожай будет плохим или количество животных уменьшиться, то он был полезен. Смышленый лидер мог с легкостью понять, что наделение полномочиями этого шамана, перенесет на него ответственность за природные явления – и если что-то шло не так, то шаман был тем, кто получал острые копья в ребра от разозленных членов племени. Альфа, который знал силу наделения полномочиями, был экспертом прежде всего в одном: управлением людьми. Он сделал возможным создание класса шаманов, что привело к появлению своего рода силы, которая порождала и была участником специализации знаний.
Те люди, которые знали почему урожай будет плохим очевидно понимали «волю богов», и начиная с того времени как они смогли осмыслить и толковать изменения в мире, который их окружал, они стали экспертами во всем что касалось природы и всевышнего. Они наделялись полномочиями со стороны альфа, потому что они могли толковать потребности общества и давить эти потребности своим знанием богов. Наделение полномочиями со стороны альфа неожиданно сделало их экспертами. Они остались верными этому наделению полномочиями и продолжали стремиться к этому, пытаясь все время знать что сказать, чтобы угодить альфе и побудить его поощрить и вознаградить их.
По мере того как такое наделение полномочиями укоренялось, толкователь желаний богов сам по себе стал новым видом альфа. Шаман мог даже иногда высказываться против того, с чем соглашался истинный альфа. Каким образом? Напоминая альфе о том, что он, шаман, не думает сам, а является глашатаем богов.
С тех пор как шаман обзаводился последователями, которые его поддерживали и верили в то, что он являлся толкователем воли богов, его необходимость в наделении полномочиями со стороны альфа начала постепенно исчезать. Новый «эксперт» был в состоянии создать свою собственную структуру власти. Каждая из подгрупп в этой структуре затем создавала структуру и иерархию чтобы наделять властью подчиненных, по мере того как группа росла. Они делились знаниями со своими помощниками выборочно, так чтобы эти помощники могли быть эффективными во вспомогательных задачах, которых от них ожидают – например исполнение ритуальных танцев – но не больше. Те, кто был приближен к верхушке, жаждали сокровенных знаний, что порождало создание еще более загадочных языка и поведения. Понимание принципов этого языка и поведения было необходимым условием, для того чтобы стать одним из экспертов.
В этой модели эволюции экспертности, наши умы, которые всегда с почтением относились к альфа, ищут кого-то, кто обладает знаниями и авторитетом, чтобы ответить на главный вопрос жизни. Это переносится на нашу повседневную жизнь несметным количеством способов.