Коммуникативное упражнение «Короткие паузы»
Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности к четкой, членораздельной речи. Происходит обучение вставке микропауз.
Ведущий объясняет участникам тренинга важность пауз. В письменной речи для разделения предложений, оборотов используется пунктуация: точки, запятые и другие знаки. Разбивка таким образом помогает и восприятию текста читателем, и носит смысловые оттенки, как в известной фразе: «Казнить нельзя помиловать». В устной речи знаки пунктуации заменяются небольшими паузами. Например: «Казнить нельзя [пауза] помиловать». Многие люди слишком спешат в своей речи, и эти паузы расставляют не совсем аккуратно.
Упражнение проводится в два этапа. На первом ведущий показывает «оригинальный способ чтения книг». В одну руку он берет открытую книгу (художественную). Другую руку ведущий держит перед собой, согнутой в локте. Он начинает читать текст. Когда встречается запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то ведущий делает два маха кистью руки: сначала в одну сторону, потом в другую. Если встречается точка, восклицательный или вопросительный знак, ведущий делает четыре взмаха: направо — налево — направо — налево.
Участники должны угадать, в чем именно заключается этот «оригинальный способ чтения книг». Когда они это сделают, ведущий предлагает участникам самим попробовать. Книга пускается по кругу. Каждому дается возможность прочитать несколько предложений.
На втором этапе участники должны опробовать «способ махания рукой» в живой речи. Все участники по кругу рассказывают какую-нибудь короткую историю, при этом они машут рукой так, будто читают книгу (где должны быть запятые — два маха, где точки — четыре).
В конце проводится обсуждение, где ведущий еще раз подчеркивает важность пауз в устной речи, пусть не очень больших, но четких.