Из речи Рудольфа Дрейкурса, доктора медицины. Сегодня я вам представлю для осмысления и размышления только один аспект психологической важности: тема "Смелость быть несовершенным".
Я знал многих, многих людей, которые очень сильно старались быть хорошими. Но мне не удавалось видеть, чтобы они поступали так для блага других. Что я обнаружил в этих людях, старающихся быть такими хорошими, так это забота о своем собственном престиже. Они хороши во благо их собственного возвышения. У всякого, кто действительно заботится о благе других, не будет ни времени, ни интереса беспокоиться о том, как он хорош.
Для того, чтобы объяснить это, я, вероятно, могу представить вам два способа продвижения по социальной сцене; два способа работы, применения своих сил. Мы можем различать их как горизонтальную плоскость и вертикальную плоскость. Что я подразумеваю под этим? Некоторые люди полностью, а другие на определенных этапах двигаются по горизонтальной плоскости. Это означает, что чтобы они не делали, они двигаются по направлению к другим. Они хотят сделать что-то для других, они заинтересованы в других. Они просто действуют. Это четко различимо от другой мотивировки, при которой люди двигаются по вертикальной плоскости. Что бы они не делали, они делают это потому, что они хотят быть выше, они хотят быть лучше.
По сути дела, улучшение и помощь могут быть оказаны любым способом. Есть люди, которые делают что-то хорошо, потому что им нравится делать это, и другие, которые могут делать что-то хорошо, потому что они так рады доказать, какие они хорошие. Даже человеческий прогресс, вероятно, зависит как от вкладов тех, кто движется по горизонтальной, так и по вертикальной плоскости. Многих из тех, кто принес громадную пользу человечеству, в действительности, двигал лишь мотив доказать какие они хорошие — поиск своего собственного превосходства. А другие сделали много добра — как мы это называем, неэгоистическим способом — не принимая во внимание того, что они получат от этого.
И тем не менее, существует фундаментальное различие в способе достижения этого: независимо от того двигаетесь ли вы по горизонтальной или вертикальной плоскости, вы идете вверх, вы увеличиваете ваше знание, вы увеличиваете ваш статус, ваше уважение, ваш престиж — возможно, даже ваши деньги. Но в то же время никто, кто движется по вертикальной плоскости не всегда движется только вверх. Он постоянно движется вверх и вниз, вверх и вниз. Однажды, когда он делает что-нибудь хорошее, он подвигается на несколько ступеней вверх; в следующий момент, когда он делает какую-нибудь ошибку, он движется снова вниз.
Вверх и вниз, вверх и вниз. Это именно та плоскость, по которой сегодня движется большинство наших соотечественников. Последствия очевидны. Человек, который движется по вертикальной плоскости никогда не может быть уверен, что на следующее утро он не полетит снова вниз. Поэтому он живет с напряжениями и страхами и беспокойством. Он постоянно уязвим. Как только что-нибудь не сработало, он летит вниз — если не во мнении других, то в своем собственном.
Совершенно по-другому происходит движение по горизонтальной плоскости. Человек, который двигается по горизонтальной плоскости постоянно движется вперед в направлении, в котором он хочет двигаться. Он не двигается вверх, но он двигается вперед. когда что-то не получается, он вникает в то, что происходит, старается найти обходной путь, пытается это исправить. Им руководит только интерес. Если его побуждение очень сильно, у него даже есть энтузиазм. Но он не думает о собственном самовозвышении; он заинтересован в действии, а не занимается своим статусом или престижем.
И так, мы можем видеть, как с одной стороны, по горизонтальной плоскости у нас есть желание быть полезными. По вертикальной плоскости у нас есть желание самовозвышения с постоянным страхом сделать ошибки. И тем не менее, большинство людей сегодня, подстегиваемые всеобщей социальной озабоченностью социальным соперничеством, полностью посвящают себя проблеме своего собственного значения и самовозвышения — никогда не уверены, что они достаточно хороши, никогда не уверены, чего они достигнут, даже несмотря на то, что в глазах своих граждан они могут считаться очень преуспевающими.
Это подводит нас к критическому вопросу для тех, кто так озабочен самовозвышением. Критический вопрос — это проблема ошибок — совершения ошибок.
Возможно, мы сначала должны установить несколько более отчетливо, почему человек становится озабоченным — сильно озабоченным — страхом сделать ошибку. Мы можем, вероятно, сослаться сначала на нашу традицию, на нашу культурную традицию. В автократическом обществе совершение ошибки непростительно, невыносимо. Король, господин никогда не делает ошибки, потому что у него есть право поступать так, как ему угодно. И нет никого, кто бы мог сказать ему, что он делает что-то неправильно, разве что под угрозой потерять свою голову. Ошибки могут делать только подчиненные. Единственный, кто решает вопрос о том, была ли сделана ошибка — это босс.
Поэтому совершение ошибки означает несоблюдение требований: "Пока ты делаешь, как я тебе говорю, ошибка невозможна, потому что я прав. Я так сказал. Отсюда совершение ошибки означает, что ты не делаешь того, что я тебе говорю. И я этого не потерплю. Если ты осмелился сделать что-то неправильно — это означает не так, как я тебе велел — ты можешь рассчитывать на самое худшее возможное возмездие. А в случае, если у тебя есть какие-нибудь иллюзии насчет того, что я не смогу покарать тебя, найдется кто-нибудь повыше меня, кто проследит затем, чтобы ты был наказан. Ошибка — смертный грех. Совершение ошибки влечет наихудшую возможную участь". Это типичное и необходимое авторитарное представление о сотрудничестве.
Мне кажется, что наш страх совершения ошибки имеет другое значение. Это выражение нашего в высшей степени конкурирующего способа жизни. Совершение ошибки становится таким опасным не из-за возмездия — о котором мы не думаем — но из-за снижения нашего статуса, насмешек, унижения, которые оно может повлечь: "Если я сделаю что-нибудь неправильно, и ты узнаешь, что я делаю что-то неправильно, то я не хороший. А если я не хороший, меня не уважают, у меня нет статуса. Тогда ты станешь лучше меня". Ужасная мысль!
"Я хочу быть лучше тебя, потому что я хочу быть выше". Но в наше теперешнее время у нас не так много других знаков превосходства. Теперь белый человек уже не может так гордиться своим превосходством, потому что он белый: и мужчина тем, что он мужчина и смотреть сверху вниз на женщин — мы не можем позволить ему больше так делать. И даже преимущество денег под вопросом, потому что мы можем потерять их. Великая депрессия показала это нам.